Междисциплинарный центр реабилитации Дети     Москва, Электрический переулок, д. 3/10, строение 1.   Карта проезда   +7 (495) 727-42-72



+7 (495) 727-42-72
Мы в мессенджерах

Заказать обратный звонок
Отзывы пациентов
  • О клинике
  • Направления
  • Методики
  • Статьи
  • Наши врачи
  • Цены
  • Контакты


  • Статьи




    Сексуальное образование для людей с ОВЗ: на что обратить внимание?




    В этой статье мне бы хотелось обозначить актуальность вопроса сексуальности и выступить в поддержку сексуального образования для людей с ОВЗ. В настоящее время в России очень мало доступной научной информации о сексуальности для подростков, а уж тем более информации для людей с ОВЗ. Тем не менее, работающие с ними специалисты, а также родители и, конечно, сами подростки испытывают потребность в получении этой информации. Мы поговорили с Иваном Бакаидовым о специфических навыках и знаниях в сексуальной сфере, психологических и социальных особенностях у людей с ОВЗ. Иван не понаслышке знает, какой информации не хватает, чему стоит обучать, и на что обращать внимание в сексуальном образовании, поскольку он сам столкнулся с этими трудностями, будучи подростком с ДЦП. Сейчас Ивану 19 лет, и он готов поделиться с нами своими мыслями на эту тему.

    Иван, как ты считаешь, нужно ли организовать систему сексуального просвещения?
    Я выступаю за сексуальное просвещение всеми руками, ногами и другими частями тела, причастными к этому процессу. Мне не нравится культура абортной контрацепции у нас в государстве. Я считаю, что здравое отношение к сексу и понимание этих процессов упрощает жизнь людей.

    Что такое человеческая сексуальность?

    Сексуальность — это огромная часть человеческой жизни. Сексуальность объединяет сексуальные представления, убеждения, ценности и поведение людей. Она затрагивает как анатомическую, физиологическую стороны, так и социальные роли, принадлежность к той или иной группе и личность человека. Сексуальность включает мысли, чувства, установки, формы поведения и отношения.
    Начнем с факта, о котором мы редко задумываемся - люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) испытывают точно такой же диапазон сексуальных чувств, желаний и отношений, как и люди без инвалидности. Потому как сексуальность – неотъемлемая и важная часть жизни каждого человека. Есть ли у него ОВЗ или нет.

    Особая ситуация развития.

    И все же мы обязаны считаться с тем фактом, что дети с ОВЗ развиваются по своему уникальному пути. В психологии это называется «особая ситуация развития». Внимание родителей и врачей направлено на решение медицинских вопросов, таких, как нарушения движения, зрения, слуха, умственных особенностей и др. Как правило сексуальному развитию и воспитанию таких детей уделяют мало внимания, если вообще уделяют.
    Психосексуальное развитие ребенка происходит по определенным законам и в строго определенной последовательности. На него постоянно влияет как социальная среда - семья, друзья, одноклассники, так и информационно-медийный поток. Как показывает практика, дети с ОВЗ обычно имеют более ограниченный круг общения, ввиду ряда ограничений они реже участвуют в неформальных тусовках, внеклассных мероприятиях, организованных событиях типа концертов, флешмобов, одним словом, в том, что называется «движем». Потому что это требует дополнительных усилий. От всех. Такая ситуация не может не влиять на развитие навыков общения - понимания языка тела, поддержания зрительного контакта, вопросов личного пространства и границ, навыков самозащиты и отказа. Всего того, что так важно для сексуального становления человека.
    Подростки с ОВЗ обнаруживают в себе такие же переживания, связанные с сексуальностью, как и их сверстники без инвалидности. Они так же стремятся жить взрослой жизнью, хотеть семью, детей. Но как показывают социальные исследования, окружающие люди часто воспринимают людей с ОВЗ, либо как асексуальных (т.е. не имеющих таких потребностей), или наоборот, как гиперсексуальных (не способных контролировать свои сексуальные побуждения, или проявляющие их ненадлежащим образом). Люди без инвалидности готовы принимать людей с инвалидностью в качестве сослуживцев или друзей, но куда реже готовы видеть в них сексуальных партнеров, или потенциальных супругов. Такие распространенные в обществе установки зачастую являются более серьезным препятствием для сексуального развития подростка, чем его непосредственные физические ограничения.

    Сексуальное образование для людей с ОВЗ: на что обратить внимание?

    Большинство родителей думает, что сексуальное воспитание – это ответ на вопрос «откуда я взялся?», а также короткий разговор о менструациях, поллюциях и контрацепции в подростковом возрасте. В идеале, сексуальное образование должно начинаться в раннем детстве с развития представлений о своем теле и навыков взаимодействия. По мере взросления человека, в программу должны включаться представления о том, как завязать и поддерживать дружбу, любовные отношения; свидания, сексуальное поведение, партнерство и долговременные отношения.

    Кто и как разговаривал с тобой на тему сексуальности?
    Лет в 12 мне мама подкинула книгу про то, от куда берутся дети, там были классные картинки. После этого толком со мной не говорил об этом.
    В 15-16 лет мне посчастливилось обрести друга, взрослую женщину, кандидата социальных наук, социального антрополога, Анну Клепикову. С которой мы очень близки, и в том числе можем спокойно и весело говорить про вопросы сексуальности.

    При обсуждении вопросов, связанных с сексуальностью, родители зачастую сами смущаются. Они не находят подходящих слов, стараются придумывать какие-то отговорки и поскорее закончить разговор. Родители, во-первых, не знают КАК рассказывать ребенку о половых органах и о том, для чего они нужны. Во-вторых – с какого возраста эти вопросы можно начинать обсуждать. В-третьих - боятся, что разговор о сексуальности спровоцирует раннее начало половой жизни.

    Половое созревание.

    Пубертатные признаки полового созревания появляются в возрасте от 9 до 13 лет. У детей с ОВЗ они могут появляться раньше или с некоторой задержкой. Физиологические изменения (прыщи, рост волос в паху и в подмышках, потливость, менструация, поллюции) могут быть неожиданными для ребенка, поэтому важно поговорить о половом созревании до их появления: это поможет ребенку понять, что происходящие изменения естественные.

    Общаются ли люди с ОВЗ на эту тему друг с другом?
    В силу того, что родители хотят контролировать, в том числе переписку, эта тема табуируется под страхом прекращения переписки. Я так потерял возможность общаться с самым любимым человеком в жизни. Родителям проще игнорировать эту тему, она для них страшная, не нужная.

    Безопасность.

    Статистика показывает - дети с ОВЗ чаще подвергаются сексуальному насилию, чем их сверстники без ОВЗ. Они более уязвимы, поскольку: им часто нужна помощь в вопросах личной гигиены; в силу коммуникативных нарушений они зачастую не способны сообщить о факте сексуального насилия родителям, специалистам или сотрудникам правоохранительных органов; и они могут не сообщать о сексуальном насилии из-за отсутствия представлений о том, что с ними случилось что-то плохое.

    Есть несколько основных вопросов, которые следует обсудить родителям с детьми, для того, чтобы уберечь ребенка от сексуальных посягательств и злоупотреблений:
    1. Убедитесь, что ребенок обладает адекватной информацией о сексуальности.
    2. Научите ребенка использовать правильные названия для частей тела.
    3. Убедитесь, что ребенок понимает, что такое личные границы.
    4. Убедитесь, что ребенок может сказать «нет». Часто детей с ОВЗ учат делать то, что им говорят, однако им необходимо знать, что они имеют право сказать «нет», когда их личные границы нарушаются.

    Профилактика проблемного поведения.

    Отсутствия представлений о том, как начинать и поддерживать приемлемые любовные и сексуальные отношения, сказывается на том, как подростки с ОВЗ контактируют с окружающими. Сексуальное образование, способствующее развитию сексуальной идентичности и формированию приемлемого поведения, может предотвратить возможные негативные последствия.

    Какой информации тебе не хватало/не хватает?
    Не хватало воспитанного отношения к женщинам. Лет в 13-14 я чуть ли не всем девочкам школы предложил "…". Конечно, безуспешно, ибо надо ухаживать и вообще. Ещё не хватало спокойного отношения к мастурбации. Каждый новый год я давал себе слово бросить это гнилое дело, не понимая, что всё ок. Здоровье.

    Сексуальное образование необходимо также для того, чтобы способствовать улучшению здоровья, личной гигиены, профилактике болезней и поощрять использование контрацепции. Таким образом, адекватное сексуальное образование может повысить чувство физического благополучия и поддерживать душевной и физическое здоровье на всех жизненных этапах.

    Как часто ты встречал литературу, пособия и др. ресурсы на эту тему в открытом доступе?
    О, есть классная статья про влияние секса на гиперкинезы. По-английски.

    Алина Костова, клинический психолог, семейный психотерапевт.
    Иван Бакаидов, разработчик в сфере альтернативной коммуникации.


    Дата публикации: 26 апреля
    Просмотров: 160

    Запишитесь на прием



    Введите ваше имя:
    Введите ваш телефон: *


    Мы перезвоним в течение 30 минут и обсудим удобное для Вас время консультации в «МЦР Дети»


    x
    Заказ обратного звонка
    Запишитесь на прием



    Введите ваше имя:
    Введите ваш телефон: *


    Мы перезвоним в течение 30 минут и обсудим удобное для Вас время консультации в «МЦР Дети»

    наверх