Междисциплинарный центр реабилитации Дети     Москва, Электрический переулок, д. 3/10, строение 1.   Карта проезда   +7 (495) 727-42-72



+7 (495) 727-42-72
Мы в мессенджерах

Заказать обратный звонок
Отзывы пациентов
  • О клинике
  • Направления
  • Методики
  • Наши врачи
  • Цены
  • Оборудование
  • Контакты


  • Статьи




    Кормление особенных детей



    «Ваня, ты поел? Доедай всё!» - типичное воспоминание детства практически любого человека. Пища – основа биологической жизни, а страх голода один из самых сильных. Поэтому желание родителей накормить ребенка как можно больше и лучше совершенно естественно. Но что делать, если ребенок «особенный»? Если в силу своего состояния ребенок плохо глотает или не глотает совсем?

    К сожалению, чаще приходится наблюдать картину, когда такого ребенка скорее заставляют есть, чем ищут способы наладить этот процесс. В итоге еда превращается в длительный и мучительный процесс для обеих сторон, в котором годами ничего не меняется. Между тем, правильное кормление детей с особенностями помогает развитию, в том числе и речи, а для этого есть и специалисты, и методики, о которых мы расскажем в нашей статье.

    Насилие и другие ошибки кормления

    Ошибки в подходе к кормлению детей с особенностями развития часты. Так, родителям нередко кажется, что кормить ребенка лежа – удобно. Однако такое положение тела во время еды не физиологично, неправильно задействуются части ротовой полости и вероятность, что ребенок будет давиться, очень высока.

    Также нужно обращать внимание на то, что именно ест ребенок. «Для ребенка с ДЦП проглотить обычный суп, состоящий из жидкости и твердых кусочков пищи очень сложно, - говорит логопед «МЦР ДЕТИ» Кристина Чайковская, - а здоровым людям это совсем не очевидно. Также важна скорость кормления, темп. Ребенок может просто не успевать за ложками, которые летят ему в рот. Мы стараемся ускорить время еды или стимулировать таким образом ребенка на более быстрое глотание, но только провоцируем его подавиться».

    Вне зависимости от причин проблем с кормлением, ни в коем случае нельзя превращать его в насилие. Конечно, никто не хочет применять силу, но между тем нам нередко кажется, что другого выхода нет. Если вы не хотите вызвать отвращение к еде, а свою жизнь не превращать в персональный ад, то постарайтесь быть на стороне ребенка, очень внимательно следить за процессом, замечать особенности и думать не о своем комфорте и удобстве.

    Простые правила

    Правило №1: положение ребенка во время кормления должно быть вертикальным и максимально приближенным к тому, как сидят взрослые: прямая спина, ноги упираются в пол или подставку стула, руки опираются на стол, голова продолжает линию спины. Даже если ребенок не может держать голову самостоятельно, голову можно поддерживать своей рукой.

    Правило №2: следите за тем, как ребенок глотает. Ребенку с особенностями развития может понадобится два, три или более глотка. Если спустя время еда всё ещё во рту, можно дать пустую ложку, чтобы ребенок проглотил остаток еды. Ни в коем случае не спешите и следите за тем, чтобы темп приема пищи подходил ребенку.

    Правило №3: правильная посуда. Для особенных детей есть ложки с изгибом, а есть утолщенные ручки для более удобного удержания её в руке, которые легко сделать самим из полимерной глины. Можно приобрести или сделать самим стаканчики с прорезанным краем, чтобы он не упирался в переносицу ребенка при питье.

    Правило №4: кормите и поите ребенка правильно. Изо рта ложку нужно вынимать горизонтально, чтобы задействовать верхнюю губу, которой малыш будет снимать еду с ложки. А когда вы поите ребенка, то сначала стакан нужно поднести к нижней губе и дать прикоснуться рту к краешку воды, и только потом дать возможность отпить воды. Стакан после глотка не убирается ото рта, а остается прислоненным к нижней губе.

    Развитие глотания – кто может помочь?

    Далеко не все знают, что даже после операций или при наличии трахеостомы логопед может научить ребенка сглатывать, поэтому к логопеду родители обычно не обращаются. «Если не учиться разглатывать в определенный период, в дальнейшем это будет сделать гораздо сложнее, - говорит Кристина Чайковская, - и привести к развитию риска аспирационной пневмонии, недостатка массы тела и другим проблемам. У некоторых детей безо всяких внешних проблем сохраняется инфантильный тип глотания, поэтому даже в старшем возрасте могут быть нарушения глотания».

    Если вы заметили, что ребенок ест более 30 минут или у него заболевание, вызывающее проблемы с приемом пищи, вы можете обратиться в центр «МЦР ДЕТИ», где специалисты проведут оценку и определят план исправления нарушения. Подбор диеты, артикуляционная гимнастика, дыхательные методики, массаж, глоточные маневры и аппаратные методики (например, электростимуляция) – всё это доступно маленьким пациентам центра, а для родителей работают школы, в которых вы сможете получить необходимые знания и навыки для жизни с особенными детьми.


    Дата публикации: 7 мая
    Просмотров: 56

    Запишитесь на прием



    Введите ваше имя:
    Введите ваш телефон: *


    Мы перезвоним в течении 30 минут и обсудим удобное для Вас время консультации в «МЦР Дети»


    x
    Заказ обратного звонка
    Запишитесь на прием



    Введите ваше имя:
    Введите ваш телефон: *


    Мы перезвоним в течении 30 минут и обсудим удобное для Вас время консультации в «МЦР Дети»

    наверх